Возродиться ли малая авиация на Колыме?
 


http://www.region49.ru/uploads/1211061270_an28.jpg

Здесь нет стюардесс, курсирующих с тележек между рядами кресел, а вместимость самолета чуть больше пассажирской «газели». Это не аттракцион в парке и не учебный тренажер - это малая авиация, которая выполняет задачи большого масштаба

Самолет и вертолет незаменимы, когда колымская трасса заметена многометровым слоем снега или дорожное полотно размыли весенние паводки. Авиатранспорт позволяет связать в единую транспортную сеть районы и поселки Магаданской области независимо от расстояний.

«…ТОЛЬКО САМОЛЕТОМ МОЖНО ДОЛЕТЕТЬ»

В колымском регионе малая авиация имеет огромное значение: для жителей отдаленных населенных пунктов винтокрылая машина это не бездушная техника, а жизненно важная связь с областным центром. Если погода не бушует, в небе спокойно, а полоса расчищена - значит, прилетит долгожданный экипаж, привезет продукты и свежую почту.
Буквально 20 лет назад авиаперевозки между населенными пунктами области были также доступны как и автомобильные: рейсы из крупных районных центров в Магадан совершались по нескольку раз в день. После перестройки 80-х и реформ 90-х годов, население области значительно сократилось, подорожало топливо, состарилась авиатехника и, как следствие, количество внутренних полетов сократилось до минимума, а действующие аэропорты остались лишь в нескольких поселках. Сегодня, авиакомпании, работающие на внутренних рейсах, ограничиваются лишь чартерами – единичными полетами, в основном по заказу крупных горнодобывающих компаний.

Между тем, на карте Колымы есть целый ряд удаленных населенных пунктов, наземный путь до которых открыт лишь в зимнее время, либо отсутствует вообще. Жизненноважные грузы - продовольствие, лекарства, а также почту - жители сел Ямск и Тахтоямск Ольского, а так же сел Гижига, Верхний Парень, Тополовка и Чайбуха Северо-Эвенского районов получают, в том числе и авиационным транспортом. Каждый рейс самолета или вертолета обходится областному бюджету в немалую сумму, но это те статьи расходов, сократить которые нельзя.

Сейчас в Магаданской области самоокупаемым является только один внутренний авиарейс Магадан – Эвенск - Магадан компании «Ираэро»: самолет Ан-24 отправляется из Северо-Эвенского района в областной центр каждую неделю. Цена билета – 11 890 рублей – если повезет, то практически за эти же деньги можно долететь до Москвы! Как ни странно, но даже при таких астрономических тарифах, рейсы в поселок Эвенск все равно остаются прибыльными, потому что другой альтернативы добраться до Большой земли, у жителей самого отдаленного района области просто нет...

БЕЗ СУБСИДИЙ НЕ ПОЛЕТИШЬ

Необходимость авиасообщения между крупными районами области имеющими дорожное сообщение также очевидна, ведь когда наземный путь составляет сотни километров дорог с перепадами высот, снежными заносами и крутыми поворотами, воздушный маршрут является единственной альтернативой для оперативной доставки людей и грузов. С другой стороны страна живет в условиях рыночной экономики, поэтому нельзя заставить коммерческую авиакомпанию осуществлять заведомо нерентабельные рейсы. Именно поэтому ежегодно в областном бюджете предусматриваются дотации авиаперевозчикам, работающим на внутренних маршрутах. Причина в том, что пассажиры не всегда заполняют даже небольшой самолет, а учитывая постоянно растущие цены на топливо и дорогое обслуживание авиатехники, становится понятно, что без субсидирования такие полеты невозможны.

В течение нескольких последних лет в регионе предпринимались попытки возродить регулярное авиасообщение между Магаданом и центром крупного промышленного района области – поселком Омсукчан. В 2006 году по этому маршруту стали летать самолеты авиакомпания «Ираэро». При том, что жители района неоднократно высказывались за возобновление авиасообщения с областным центром, цена авиабилета – 3500 тысячи рублей в один конец – оказалась для них слишком высокой и даже в пиковый летний период самолет летал полупустым. Не стали пользоваться услугами малой авиации и крупные горнодобывающие компании, работающие в Омсукчанском районе. В итоге после окончания отпускного сезона, полеты стали невостребованными: самолет Ан-26 оказался слишком большим и затратным при довольно низком пассажиропотоке. Кроме того, на омсукчанском направлении работало лишь одно воздушное судно и это не позволило выдерживать регулярность полетов. Поэтому местные жители по-прежнему предпочитали пользоваться автотранспортом несмотря на далекие от комфорта многочасовые поездки по грунтовой дороге.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

В конце марта этого года состоялся конкурс на право перевозки пассажиров в Омсукчан, победителем которого стала московская авиакомпания «Регион-авиа» которая в последнее время активно осваивает Дальний восток России – Магаданскую область, Камчатку, Якутию. Будут ли востребованы полеты в этот раз, когда цена билета возросла (с учетом компенсации из областного бюджета она составляет 4000 рублей в один конец), а жителей в Омсукчанском районе больше не стало? В «Регион-авиа» постарались учесть ошибки прошлых лет: на маршрут выделили Ан-28, который более экономичен и приспособлен для условий Крайнего Севера, а в ближайшее время число воздушных судов должно увеличиться до двух. Первый в этом году регулярный авиарейс состоялся в 12 мая, через полтора часа полета самолет благополучно приземлился в аэропорту «Омсукчан», а на следующий день вылетел обратно в Магадан.

- Мы рассчитываем, что поддержка полетов со стороны области администрации продолжится и в последующие годы, в этом случае число внутренних маршрутов будет только расти, - рассказал после рейса журналистам генеральный представитель «Регион-авиа» в Магаданской области Андрей Богданов. - В перспективе если местные аэропорты, например в Сусумане, будут восстановлены, то компания готова летать и в другие районы области.

ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА ПОСРЕДИ ГОР

Ярким примером того, как в жестких рыночных условиях пытаются выжить предприятия малой авиации можно считать аэропорт поселка Омсукчан. Построенный в 1972 году, он расположен в 7 километрах от районного центра в живописной долине, выходящей на Капрановский перевал – идеальное место, учитывая, что на многие километры вокруг сплошная гористая местность. В советские времена аэропорт входил в состав Сеймчанского Объединенного авиаотряда, здесь было налажено регулярное авиасообщение с Магаданом и поселками области.
Пиком работы аэропорта в постсоветское время стали 90-е года прошлого века – период строительства золотодобывающего предприятия на Кубаке и последующего освоения этого крупнейшего в области месторождения. Географическое расположение аэропорта как транзитной площадки между Магаданом и Северо-Эвенским районом оказалось крайне выгодно для Омолонской золоторудной компании. Самолеты, перевозившие специалистов и грузы, приземлялись в Омсукчане три раза в неделю, а когда начались работы на соседнем с Кубакой месторождении Биркачан, полеты совершались ежедневно. Однако в середине 2000-х годов, добыча золота прекратилась и необходимость в регулярных авиарейсах отпала - для омсукчанского аэропорта настали тяжелые времена, коллектив предприятия сократился до 18 человек. Сейчас среди постоянных клиентов в основном компании, занимающиеся геологоразведкой, изредка совершаются чартерные полеты - всего за месяц набирается чуть больше 10 рейсов, но, например, в апреле состоялся лишь один…

- Сегодня у нас проверок больше чем полетов, - нерадостно шутит начальник аэропорта Александр Новожилов, пришедший сюда еще в 1986 году, начинал инженером ГСМ, а сейчас отвечает за работу всего предприятия. По словам специалиста, основная сложность связана с содержанием парка техники, необходимой для расчистки полосы (которая, к слову, длиной более 2-х километров и шириной 80 метров). Старые грейдеры уже давно выработали свой ресурс, их ремонт и содержание требуют больших вложений.

Омсукчанский аэропорт это частная структура, входящая в состав общества с ограниченной ответственностью «AD REM», поэтому никакой помощи со стороны государства не получает, кроме того здесь нет постоянно базирующейся авиакомпании. Доходы предприятия формируются только за счет приема, отправки воздушных судов, а также их заправки, соответственно если нет рейсов, то и нет денег, а для нормального функционирования предприятия требуется более 300 тысяч рублей ежемесячно. И, тем не менее, сегодня омсукчанский аэропорт соответствует основным требованиям, а взлетно-посадочная полоса позволяет принимать большинство самолетов малой авиации, вплоть до Ан-12. Кстати экипаж первого в этом году регулярного рейса «Магадан - Омсукчан» состоянием полосы и обслуживанием персонала аэропорта остался доволен.
- Конечно же мы рады тому, что регулярное авиасообщение с Магаданом возобновилось, но это не даст большого увеличения работ, - говорит Александр Новожилов. – Основные наши надежды связаны с увеличением геологоразведочных работ в районе и области, открытии новых месторождений, куда можно добраться только по воздуху - только в этом случае можно рассчитывать на значительный рост количества авиарейсов и возрождение нашего аэропорта.

«СЕЙМЧАН» ЖДЕТ ПОЛЕТОВ

Сегодня в Магаданской области практически не осталось местных аэропортов, способных принимать самолеты малой авиации: требуют серьезных вложений и модернизации пока закрытые площадки в Сусумане, Синегорье, да и действующие аэропорты в Эвенске и Сеймчане так же как и Омсукчанский нуждаются в инвестициях.
- В основном все проблемы малой авиации в регионах связаны с плохим состоянием местных аэродромов, из-за резкого сокращения внутренних рейсов, люди просто отвыкли летать самолетами и предпочитают автотранспорт - считает Андрей Богданов.
По мнению большинства специалистов, для того, чтобы малая авиация в регионе развивалась, в первую очередь нужны большие объемы перевозок. Для этого не обязательно чтобы увеличивалось население области: если начнет развиваться горнорудная промышленность, появятся новые золотосеребряные месторождения, то потребность в перевозке специалистов, различных грузов и техники, возрастет многократно. При увеличении числа таких полетов, пассажирские авиаперевозки если и не станут дешевле, то, по крайней мере, не будут такими убыточными как сейчас, ну и, конечно же, без поддержки государства, малой авиации на Севере не обойтись.

КОНЦЕПЦИЯ НАМ ПОМОЖЕТ

На прошедшем 6 марта этого года заседании Правительство РФ министр транспорта Игорь Левитин обнародовал Концепцию развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года. Предложения Минтранса по сохранению социально значимых перевозок, включая региональные и местные перевозки в районах Крайнего Севера, вселяют определенную надежду в жителей отдаленных регионов страны. Как считают в министерстве, государственная поддержка авиакомпаний в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям должна быть направлена на снижение тарифа на авиаперевозку до уровня, обеспечивающего транспортную доступность для населения, а также на обеспечение приемлемого уровня аэропортовых сборов и тарифов при безубыточном функционировании операторов аэропортов.
При этом в Концепции обозначены конкретные меры: организовать аэропортовую деятельность на основе создания казенных предприятий в районах Крайнего Севера. На местах предлагается разработать и утвердить региональные и муниципальные программы модернизации, развития социально значимых региональных и местных аэропортов, в том числе с использованием мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов, а также средств Инвестиционного фонда РФ. При этом для определения объемов субсидирования операторов аэропортов, обслуживающих социально значимые перевозки в районах Крайнего Севера, необходимо разработать и принять соответствующие нормативно-правовые акты.
- У нас сохранились площадки в Сусумане, Синегорье и Сеймчане, если государство будет выделять средства на содержание инфраструктуры местных аэропортов и аэродромов, мы готовы датировать неприбыльные рейсы, компенсируя авиакомпаниям издержки при неполной наполняемости самолета. Без поддержки государства развивать малую авиацию в условиях Крайнего Севера невозможно, - считает заместитель губернатора Магаданской области Владимир Чуфенев.

***
Несмотря на все сложности, надежда на постепенное увеличение числа внутренних авиарейсов в Магаданской области все-таки есть: в мае частота полетов из Магадана в Северо-Эвенский район увеличилась в два раза. Вполне возможно, что в ближайшее время постоянную нагрузку получит и третий действующий в области аэропорт «Сеймчан». В «Регион-авиа» не исключают возобновление маршрута «Сеймчан - Магадан», а в компании «Ираэро» разрабатывается программа организации интенсивных полетов из сеймчанского аэропорта на Чукотку.

Виктор ПЧЕЛИНЦЕВ.
"Магаданская правда"


Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter


   

ООО ИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" 2000-2016 г.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-27833 от 19 апреля 2007 года
kolyma-inform@yandex.ru. ICQ 65503543