Главная страница » Авторская колонка » МАЛЫЕ АВИАТРАССЫ ТЕРРИТОРИИ

МАЛЫЕ АВИАТРАССЫ ТЕРРИТОРИИ

На Колыме в самом разгаре отпускная компания: тысячи жителей региона отправляются во все уголки страны (а некоторые и мира) чтобы получить свою порцию солнца, тепла и новых впечатлений. Именно летом местные аэропорты в районах области, подавляющее число которых работают в жестком режиме самоокупаемости, получают так необходимые им дополнительные рейсы. Несмотря на ограниченное число полетов, аэропорты малой авиации в колымской глубинке поддерживаются в надлежащем состоянии, правда дается это ценой немалых усилий со стороны их работников.

АЭРОДРОМЫ В ГЛУБИНКЕ – ПОД ОПЕКУ ГОСУДАРСТВА?

Федеральные власти должны взять на «попечение» все аэродромы малой авиации в районах Крайнего Севера.

Эту весьма обнадеживающую мысль высказал министр транспорта РФ Игорь Левитин в интервью «Российской газете» от 24 июня. По его мнению, федеральные власти должны взять на «попечение» все аэродромы даже для малой авиации в местах, приравненных к Крайнему Северу, таким образом удастся решить проблему транспортной доступности самых отдаленных районов страны.

- У нас есть заявки от Чукотки, Магадана и Камчатки. А в Якутии мы эту идею уже реализуем. Но это не означает, что регион полностью устраняется от решения проблемы. Мы должны быть связаны взаимными обязательствами. Например, федеральный бюджет берет на себя содержание и развитие аэродромов, а региональный должен предоставить дотации авиакомпаниям. Все это приведет к снижению стоимости перевозки примерно на 30%, - сказал Игорь ЛЕВИТИН.

Также глава Минтранса озвучил один из способов снизить стоимость авиаперевозок:

- Мы считаем, что из федерального бюджета можно было бы дотировать те расходы авиакомпаний, которые связаны с выплатами федеральным структурам и регулируются Федеральной службой по тарифам. А региональные власти должны определить категории граждан, которые будут иметь право приобрести билет по установленной цене, - высказал предложение Игорь Левитин.

ПОЛЕТЫ НА ОМСУКЧАН ВОССТРЕБОВАНЫ

Аэропорт Омсукчан, построенный в 1972 году, расположен в 7 километрах от районного центра в долине, выходящей на Капрановский перевал. В советские времена аэропорт входил в состав Сеймчанского Объединенного авиаотряда, тогда было налажено регулярное авиасообщение с Магаданом и поселками области.

Сегодня аэропорт является частной структурой и входит в состав ООО «AD REM», число полетов сократилось до минимума. В мае этого года начальник аэропорта Александр Новожилов нерадостно шутил: «У нас проверок больше чем полетов», сегодня к, счастью, ситуация изменилась. Вопреки опасениям, регулярные полеты по маршруту Магадан - Омсукчан, начавшиеся 12 мая, оказались востребованными местными жителями, несмотря на цену билета 4000 рублей в один конец. На июль все билеты по направлению из Омсукчана проданы, свободных мест нет, а в пиковые дни даже пришлось вводить дополнительные рейсы. В основном услугами малой авиации пользуются работники компании «Серебро Магадана», которым отпуск оплачивает предприятие, но есть и те, кто летит за свои деньги.

- На этой неделе мы начинаем обслуживать вертолет Ми-8, с помощью которого будет вестись геофизическую съемку для компании «Серебро Магадана», рассказал по телефону Александр Новожилов. – Кроме того, постоянные рейсы совершает вертолет Дукатской горно-геологической компании. Так что этот год для нас пока складывается удачным, в мае, июне рейсов было достаточно и мощности аэропорта были загружены полностью.
Самолеты летают, значит аэропорт получает доход. Правда, в этот раз значительные средства пришлось направить на непредвиденные расходы. В этом году удалось приобрести американский ротор машину, для очистки летного поля от снега, правда, сразу же у поддержанного агрегата сломался масляный насос, новую запчасть заказали в Москве за 150 тысяч рублей.

В 90-е годы прошлого века, когда полным ходом шло строительство рудника на «Кубаке», а затем и началась добыча золота, географическое расположение аэропорта как транзитной площадки между Магаданом и Северо-Эвенским районом оказалось крайне выгодно для Омолонской золоторудной компании. Сегодня, когда владельцем месторождения стал «Полиметалл» и в ближайшие годы запланировано возобновить добычу, местный аэропорт вновь будет востребован. 3 июля состоялся первый технический рейс самолета Ан-28 компании «Регион-авиа» по маршруту Омсукчан – месторождение «Кубака». Чартер будет летать один раз в неделю.

Сейчас небольшой коллектив аэропорта 18 человек готовится к предстоящей зиме, идет ремонт снегоуборочной техники. Чтобы во время снегопадов полеты не прекращались необходимо постоянно расчищать взлетно-посадочную полосу длиной более 2-х километров и шириной 80 метров, правда сделать это будет непросто, учитывая, что топливо сейчас дорожает по несколько раз в месяц.

Кстати, сегодня омсукчанский аэропорт соответствует основным требованиям, а взлетно-посадочная полоса позволяет принимать большинство самолетов не только малой авиации, но и грузовые Ан-12, Ан-74.

НА МОДЕРНИЗАЦИЮ НУЖНЫ МИЛЛИОНЫ

Сегодня аэропорт Северо-Эвенск, как и остальные площадки на Колыме, существует только за счет заработанных средств. По словам директора Сергея Романова, выделяются лишь кредиты из фонда Особой экономической зоны на приобретение авиакеросина. Между тем, техника для уборки взлетно-посадочной полосы и топливно-заправочная аппаратура уже давно выработали свой ресурс, а новое оборудование стоит многие миллионы рублей.
Аэропорт в самом отдаленном районе Колымы обслуживает два регулярных пассажирских авиарейса: по вторникам летает Ан-26 компании «ИрАэро», а по пятницам Ан-28 компании «РегионАвиа», кроме того, два раза в месяц на рудник «Кварцевый» из Эвенска отправляется смена горняков.
- Средств, полученных от обслуживания этих рейсов, нам хватает на выплату налогов, а также заработной платы и социальных гарантий работникам предприятия, - говорит директор Сергей Романов. – Стараемся также приобретать необходимые запчасти, сейчас обустраиваем защитное ограждение по всему периметру аэропорта – около 4 500 метров.

- Я считаю, что государство должно поддерживать аэропорты внутренних авиалиний, которые обслуживают население одного или нескольких населенных пунктов. В противном случае, выжить и развиваться будет очень тяжело, - говорит Сергей Романов.

ТОЛЬКО ПО ВОЗДУХУ ИЛИ НА «БУРАНЕ»

Села Ямск и Тахтоямск Ольского – одни из самых труднодоступных населенных пунктов на карте Колымы. Летом добраться туда можно только морским путем (при этом регулярного пассажирского сообщения нет, то есть плыть придется на «попутках»), а в остальное время – по зимнику на «буранах». В этом году право на пассажирские авиаперевозки в села выиграла научно-производственная компания «Панх». Как сообщил представитель магаданского филиала компании Виктор РОТАР, этим летом в направлении «туда» вертолет, как правило, летает заполненным, а обратно всего 5-6 человек. В основном среди пассажиров – местные жители, которые в летний период переквалифицируются в рыбаков.

В зимне-весенний период вертолет совершал полеты два раза в месяц, при этом Ми-8 заходил сразу в Ямск и Тахтоямск, а в мае, когда пассажиропоток увеличился, принято решение об организации отдельных рейсов в каждое село. Цена билета в направлении туда и обратно – около 2500 рублей – эта стоимость складывается с учетом довольно значительной дотации из областного бюджета. Однако, по словам главы Ямска Галины БУШУЕВОЙ, даже при такой существенной скидке, для многих селян полет – очень дорогое удовольствие.

Между тем, при перевозке небольшого количества пассажиров выгодней использовать самолет Ан-2, но посадочные площадки в селах пока не готовы.
- До 2007 года у нас постоянно базировались вертолеты «Авиалесоохраны» и аэродромная площадка села находилась в более-менее нормальном состоянии, сегодня она пришла в запустение, - рассказала Галина Бушуева. – По нашим расчетам необходимо около 100 – 150 тысяч рублей для обустройства специальной канавы, которая будет защищать полосу от льда, набегающего с лимана, еще 100 тысяч потребуется для того чтобы привести полосу в порядок. Но самое главное возле площадки нет никаких помещений, где можно было разместить пассажиров. Как призналась Галина Алексеевна, без регулярного авиасообщения селу не выжить: несмотря на то, что большая часть жителей Ямска – пенсионеры, здесь есть и молодежь, которая именно вертолетом добирается до Магадана к месту учебы.

Кроме того, квалифицированную медицинскую помощь местные жители могут получить в Ольской ЦРБ, так как в селе работает только фельдшерско-акушерский пункт.

МАЛЫЕ АВИАТРАССЫ ТЕРРИТОРИИ

Виктор ПЧЕЛИЦЕВ.


Популярное на сайте
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.