Главная страница » От первого лица » Школа повернулась в профиль ... социально- экономический

Школа повернулась в профиль ... социально- экономический

Последние несколько лет государственная поддержка и совершенствование национальных систем образования - безусловный приоритет развития страны. Наряду с притоком финансирования и активным реформированием образование сегодня отличает открытость: регулярное освещение процесса модернизации и связанных с ним трудностей в СМИ; региональные и муниципальные родительские собрания, конференции; диалог с населением через электронные ресурсы (сегодня более 21 % школ Магаданской области имеют свои сайты); создание органов общественного управления (управляющие и попечительские советы, советы учреждений) и т. д. Начальник департамента образования администрации Магаданской области Татьяна ИСАЕВА уверена, что проблемы необходимо осознавать, озвучивать и обсуждать, тогда они будут решаться. Предлагаем беседу с Татьяной Исаевой на актуальные накануне начала нового учебного года темы.

- Татьяна Александровна, расскажите, какова на сегодняшний день готовность колымских школ к 1 сентября?

- Подготовка к 1 сентября зданий и пришкольных территорий - обязательная ежегодная процедура для общеобразовательных учреждений, потому что все понимают, что эффективность обучения ребят во многом зависит от комфортных и безопасных условий. Несмотря на довольно напряженное для школ лето (итоговая государственная аттестация выпускников, работа дневных лагерей труда и отдыха), всеми ими проведена работа по подготовке к новому учебному году.

На противопожарные мероприятия запланировано 23767 тыс. руб. Основные нарушения требований пожарной безопасности касаются отсутствия автоматической пожарной сигнализации (АПС) - 29 школ (42 %), системы оповещения и управления эвакуацией на случай возникновения пожара -17 (24,6 %). В рамках реализации целевых программ различного уровня «Безопасность образовательных учреждений» финансируются затратные мероприятия. В этом поду школы Магадана обеспечены АПС на 100 % (также школы Ягоднинского и Сусуманского районов), в районах области - на 60 - 70 %; Установить АПС во всех школах области мы рассчитываем в 2009 году.

На текущий и капитальный ремонты в муниципальных бюджетах предусмотрено 45,3 млн. руб. Продолжается реконструкция здания средней школы в пос. Армань, ведется реконструкция в с. Гижига, завершается строительство спортзала в средней школе с. Тахтоямск. В соответствии с росто-возрастными требованиями обновлена ученическая мебель (по плану на сумму 5478 тыс. руб.), приобретены учебно-наглядное оборудование(предусмотрено 2642 тыс. руб.), учебная литература (677,2 тыс. руб.).

В перспективе директорам предстоит разработать планы мероприятий по проведению капитальных ремонтов и реконструкций, в которых нуждаются 72 % школ.

- Известно, что содержание образовательных учреждений в неперспективных и закрывающихся поселках затратно для бюджета области. Предполагается ли в этом году закрытие каких-либо малокомплектных школ?

- Нет, на сегодняшний день всего в области 65 муниципальных школ, речи о закрытии малокомплектных не идет: в соответствии с законом мы должны обеспечить каждому ребенку независимо от места его проживания возможность получить качественное образование. Затраты же пытаемся сократить путем реорганизации учреждений. Например, в 2008 году среднюю школу пос. Карамкен реорганизуют в начальную. В перспективе средняя общеобразовательная школа пос. Мадаун станет начальной школой г детским садом; спальный корпус средней школы пос. Усть-Омчуг реконструируют для открытия начальной школы - детского сада. Процесс реорганизации учреждений действительно идет, но, подчеркиваю, о закрытии малокомплектных школ разговора нет.

- Интересно, сколько в этом году первоклашек? Может, есть надежда, что в ближайшие годы большинство районных школ перестанет именоваться малокомплектными?

- 1 сентября к занятиям приступят более 17 тыс. ребят, из них 1600 -первоклассники. В прошлом году из17807 человек на начало учебного года выбыли 1460, прибыло же всего 1049 детей. К сожалению, процесс сокращения числа обучающихся в течение года еще продолжается.

- Парой родители жалуются на учебные программы, по которым занимаются их дети. Не ожидает ли нас в 2008/2009 учебном году какое-нибудь методическое новшество?

- В результате обновления содержания образования за последние 3 года в 86 % школ области образовательный процесс организован на основе нового федерального базисного учебного плана. То есть большая часть любой учебной программы ориентирована на преподавание основ, которыми должен владеть каждый россиянин. 75 % школ реализуют региональный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего образования. Изучать историю, географию, культуру северного края, в котором мы с вами живем, в новом учебном году станет проще - в рамках реализации областной целевой программы «Развитие образования в Магаданской области» изданы учебно-методические комплексы «История родного фая. 6-й класс», «Эвенский язык. 1-й класс», учебные программы по эвенскому языку в 1 - 4-м классах, биологии в 6 - 9-х. Готово к изданию учебное пособие «География Магаданской области» для 8-9-х классов. Департаментом образования планируется разработка стандарта регионального содержания образования на старшей ступени обучения.

- Во многих школах в старших классах практикуется профильное обучение. Будет ли в дальнейшем развиваться это направление?
- 43 % школьников старшей ступени обучения охвачены профильным образованием. Обучение по индивидуальным учебным планам отрабатывается в экспериментальном режиме в лицейских и гимназических классах Магадана и лицее Сусумана. Накоплен опыт сетевого взаимодействия школ и учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования (профессиональный лицей № 2 г. Сусумана, аграрный техникум, политехнический техникум, Северо-Восточный государственный университет).

Наиболее востребованными профилями сейчас являются социально-гуманитарный, социально-экономический, информационно-технологический, оборонно-спортивный, физико-математический, химико-биологический, универсальный. В новом учебном году в Магадане планируется открытие политехнических классов (лицей № 1 им. Н. К. Крупской, лицей (технологический) № 7, морского класса в гимназии № 13. Получает*развитие кадетское движение - изучается потребность в открытии кадетской роты или кадетской школы.

- Завершился первый год эксперимента по внедрению в образовательных учреждениях отраслевой системы оплаты труда педагогических работников. Каковы результаты и перспективы?

- Проанализировав отчеты и предложения 4 участников-первопроходцев эксперимента, мы увидели, что
зарплата учителей, рассчитанная по ОСОТ, на 23 % выше (средняя заработная плата педагогических работников составила 18162 рубля), чем у учителей, чья зарплата начислялась в соответствии с единой тарифной сеткой. Это безусловный плюс ОСОТ, однако еще есть над чем поработать: уровень зарплаты учителя напрямую зависит от результатов его работы, и тут педагогические коллективы и представители общественности (родители, учащиеся) испытывают затруднения в определении критериев и показателей оценки качества работы педагогов, учреждений. Сейчас мы заняты усовершенствованием этой системы оценки.

В новом учебном году в экспериментальном режиме по внедрению ОСОТ начнут работать еще 9 школ: 5 в Магадане - лицей № 1 им. Н. К. Крупской, гимназия № 13, гимназия № 24, СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 4, СОШ №18-и 4 в районах области - СОШ пос. Мяунджа (Сусуманской район), СОШ пос. Ягодное и СОШ пос. Синегорье (Ягоднинский район), СОШ № 1 пос. Палатка (Хасынский район).

- Единый государственный экзамен 2008 года поразил общественность двумя трагическими случаями с выпускниками. Не повлияли ли они на решение ввести ЕГЭ в обязательном порядке во всех общеобразовательных учреждениях с 2009 года?

- Как и предполагалось, с 2009 года с ЕГЭ снимается статус эксперимента - тут изменений нет. Но мы направили в Комитет по образованию и науке Совета Федераций РФ предложение предоставлять выпускникам право выбора формы сдачи выпускных экзаменов: либо в формате ЕГЭ, либо в традиционной форме. Считаем, что так было бы правильнее.

Хотя при всех минусах ЕГЭ, у него есть и свои плюсы: все-таки это независимая оценка знаний (ЕГЭ не проверяют учителя-предметники, не присутствуют они и на самом экзамене, так что тут говорить о предвзятости или заинтересованности не приходится). И именно как независимый показатель знаний школьников Единый государственный экзамен заставил о многом задуматься.

Так, мы обратили внимание на вечернюю школу. В прошлом учебном году в обязательном порядке ЕГЭ по русскому языку сдавали выпускники вечерней школы, и результаты, мягко говоря, неутешительные (хотя некоторые дети по отдельным предметам показали себя очень достойно). Все знают о том, что существует так называемый скрытый отсев, когда трудных учеников направляют из дневных школ доучиваться в вечернюю, чтобы эти дети своим поведением или успеваемостью не портили показателей. Но вечерняя существует для ребят, которые в силу определенных причин, жизненных обстоятельств (может быть, кто-то вынужден работать) просто не могут обучаться в дневное время. Выпускники вечерней школы получают точно такой же аттестат, как и выпускники дневных школ, и, соответственно, они должны приобретать точно такое же качественное образование. Ситуация скрытого отсева ненормальна - дневные школы обязаны сами работать с трудными детьми, а не перекладывать ответственность за них на вечернюю.
Или: мы имеем весьма и весьма скромные результаты ЕГЭ по математике. Но тут дело не в ЕГЭ, процедуре или формулировке заданий. Проблема объективно существует - уровень знания математики выпускниками Магаданской области действительно низкий. Мы видим это и по олимпиадам: уже несколько лет наши школьники не участвуют во Всероссийской олимпиаде по математике -мы просто не можем выставить сильного ученика.
Проблемы есть, и наша задача -их решить.

- Не секрет, что последние несколько лет ребенок не имеет возможности взять в школьной библиотеке хотя бы базовый комплект учебников, теперь его в полном объеме покупают родители. Видится ли какое-нибудь решение этой проблемы?

- Вариативность учреждений (40,3 % от общего числа школьников обучаются в гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением отдельных предметов) и образовательных программ имеет как свои достоинства, так и свои издержки, среди которых необходимость подбирать учебники в зависимости от программы. Кроме того, активный процесс реформирования сферы образования требует постоянного их обновления. Недостаточность обеспечения учебниками отмечается в Магадане, Ольском, Омсукчанском и Хасынском районах.

Однако кое-что сделать мы все же в силах: из средств субвенций из областного бюджета формируются библиотечные фонды учебников для отдельных категорий обучающихся, в том числе первоклассников. Традиционно первоклашки получают в подарок буквари и тетради на печатной основе. Из средств субвенций на обновление учебного фонда освоено 1114554 тью. руб. в 2008 году (в 2007-м-3563702 тыс. руб.).

Бесплатный комплект учебников предоставляется детям из малообеспеченных семей.

- Уже 3 года реализуется приоритетный национальный проект «Образование». Позитивные изменения и эффективность мероприятий в ходе его реализации неоспоримы. Над чем еще предстоит поработать еловом году?

- Приоритетный национальный проект «Образование» действительно стал значительным импульсом для органов исполнительной власти не только региона, но и муниципальных районов в части усиления внимания к проблемам и нуждам образования (наиболее активно участвуют в реализации всех направлений проекта органы местного самоуправления Магадана, Сусуманского и Ягоднинского районов).

За три года общеобразовательные учреждения Магаданской области, внедряющие инновационные образовательные программы, получили значительную финансовую помощь: общий объем государственной поддержки 9 школам-лидерам составил 9,0 млн. руб.; региональной поддержки 26 школам - участницам конкурсного отбора - 9,6 млн. руб. 33 учителя Магадана и области стали обладателями гранта в размере 100 тыс. руб. Сегодня 90 % школ имеют доступ к сети Интернет, 62 % - электронную почту. 869 классных руководителей получили денежное поощрение за выполнение функций классного руководства. В рамках государственной поддержки талантливой молодежи за 3 года 21 представителю учащихся и молодежи области вручена премия в размере 60 и 30 тыс. рублей. И это далеко не все цифры, говорящие о значимости проекта для сферы образования.

Но в ходе его реализации мы столкнулись и с рядом проблем, требующих концентрации и активизации управленческих, организационных, методических решений.

Например, имеют место случаи неэффективного использования полученного учебного и учебно-наглядного оборудования. Компьютеризация, конечно, очень нужный процесс, но неоправданно применение компьютеров на уроке только для того, чтобы обучение сделать более привлекательным для детей. В большинстве своем у некоторых учителей просто появилась еще одна форма наглядности, не более того. Возможно, это связано с недостаточным уровнем информационно-коммуникативной компетентности педагогов, руководителей образовательных учреждений.
Сегодня необходимы и современные модели аттестации педагогических кадров с учетом новых форм и содержания.
Уверена, это проблемы развития, а не упадка. И их решения отражены в областной целевой программе «Развитие образования в Магаданской области на 2008 - 2010 годы», в комплексном проекте модернизации региональной системы образования и других законодательных документах. И мы не останавливаемся, продолжаем искать пути решения.

В канун нового, 2008/2009 учебного года в районах области состоятся педагогические совещания, конференции.
Вчера состоялось областное педагогическое совещание «Актуальные задачи развития регионального образования», в котором участвовало более 300 работников сферы образования, представителей органов власти всех уровней, различных структур и ведомств, родительской общественности. На нем подведены итоги реализации приоритетного национального проекта за 3 года, проанализированы показатели качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями всех типов и видов. Особое место заняло обсуждение развития системы образования на долгосрочную перспективу, до 2020 года.

Как видите, проблем немало, но есть желание работать, а потому все препятствия преодолимы. Я считаю, в Магаданской области есть достаточный потенциал для того, чтобы сделать образование в регионе одним из лучших.

Анастасия Голубеева.
Магаданская правда в пятницу


Популярное на сайте
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.